п
Контрольный тест № 2
1. Верное,
правильное отражение действительности в мысли, проверяемое, в конечном счете,
при помощи критерия практики, называется:
а. истиной; б. догмой; в. понятием; г.
суждением.
2. Учение,
отрицающее полностью или частично возможность познания мира
а.
эмпиризм; б.
рационализм; в. агностицизм; г. алогизм.
3. Критерий
истины для рационалистов:
а. опыт; б. разум; в. эксперимент; г. практика.
4. Критерий
истины для последователей марксизма:
а. опыт; б. разум; в. эксперимент; г. практика.
5. Знание,
которое не зависит от воли и желания субъекта, называется:
а. объективной идеей; б. объективной истиной; в.
абсолютной истиной; г.
относительной истиной.
6. Полное, исчерпывающее;
знание о действительности и тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем, называется:
а. объективной идеей; б. объективной истиной; в.
абсолютной истиной; г.
относительной истиной.
7. Научные
истины, не создающие полного, исчерпывающего знания об изучаемом предмете и
которые в процессе познания будут изменяться, уточняться, углубляться новыми,
называются:
а.
объективными; б. абсолютными; в. относительными; г. абстрактными.
8. Автор
высказывания «Истина — это правда Добра»:
а. B.C.
Соловьев; б. Ф. Бэкон; в. Р.Декарт; г. Ф.Ницше.
9. Философ,
считающий, что познание мира человеком ограничено его собственной природой:
а. Ф.Бэкон; б. Р. Декарт; в. И.Кант; г. Ф.Ницше.
10. Агностицизм
получил классическое оформление в трудах:
а. Д. Юма, И. Канта; б. К.Маркса, Ф.Энгельса; в. Дж.
Локка, Т. Гоббса; г. Б. Спинозы, Р. Декарта.
11. Какую
философскую теорию критиковал Д. Юм, приходя к следующему выводу: если все, что
человек знает, — эта данные опыта, то объективное научное знание невозможно,
ведь опыт всегда субъективен и неполон:
а.
рационализм; б. критицизм; в. эмпиризм; г. скептицизм.
12. Философская
концепция, близкая к агностицизму и подвергающая сомнению возможность познания
объективной действительности:
а. эмпиризм; б. экзистенциализм; в. рационализм; г. скептицизм.
13. Какой
термин означает знание, изначально присущее сознанию, полученное до и
независимо опыта:
а. аргумент; б. априори; в.
апология;
г. аксиома.
14. Критерий
истины, с точки зрения Р. Декарта:
а. ясность и
отчетливость; б. вера; в. практическая
деятельность; г. опыт.
15.
Философская концепция, разработанная в конце
XIX — начале XX в. американскими философами Ч. Пирсом, Дж. Дьюи, У.
Джеймсом, отождествляющая истинность с полезностью:
а. синкретизм; б. эмпиризм; в. экзистенциализм; г. прагматизм.
16. Вставьте
пропущенное слово: «Слово «_____________________________» в собственном своем
смысле означает соответствие мысли предмету» (Р.Декарт).
17. Вставьте
пропущенное словосочетание: «______________ ___________
средство
проверки истинности или ложности того или иного утверждения, гипотезы, и т.п.»
18. Расположите в правильной последовательности
этапы любого исследования.
1) сбор материала
2) выработка гипотезы исследования
3) подготовка и защита итогового продукта
(сообщение, доклад, макет и пр.)
4) выделение и постановка проблемы (выбор темы
исследования)
5) поиск и предложение возможных вариантов
решения
6) анализ и обобщение полученных данных
19. Соотнесите
типы «идолов сознания» и их описание согласно классификации Френсиса Бэкона.
A) «призраки
рода
Б)
«призраки пещеры»
B)
«призраки рынка»
Г) «призраки
театра»
1) эти
призраки обусловлены индивидуальными особенностями и склонностями людей: кто-то
обращает внимание на конкретные вещи, а кто-то склонен к обобщениям и т.д.
2) эти призраки
порождаются не правильным употреблением слов и имен; люди иногда дают названия
несуществующим вещам и по поводу этих вещей создают целые теории
3) это внушенные предрассудки, суеверия, ложные
теории
4) эти призраки коренятся в самой природе
человека, которому свойственно примешивать к природе вещей свою собственную
природу
20.
Вставьте пропущенное слово:
«Причина__________________ коренится не
только в наших ощущениях, но и в самой природе человеческого разума,
который всё представляет себе по своему собственному масштабу, а не по масштабу
Вселенной и таким образом уподобляется зеркалу с неровной поверхностью,
которое, отражая лучи каких-нибудь предметов, еще и примешивает к ним свою
собственную природу»
(Ф.
Бэкон).
|