Ему, защитнику и покровителю земледелия и скотоводства, посвящено много народных обрядов. Один из них назывался "Последний сноп". В этот день начинали жатву сос ловами: "Иья-пророк - косьбе срок". Нажавши первый сноп, жницы садились около него, угощались хлебом-солью, пели обрядовые песни. Затем сноп украшали цветами и лентами, несли в избу, стаили в почетный красный угол со словами: "Вот тебе, Илья, борода, а на будущий год уроди нам хлеба гору, уроди ржа, овса, ячменя и пшеницы". Считалось, что в этот день никому нельзя было работать, кроме пасечников (им разрешалось чистить ульи), нельзя купаться. "На Ильиндень снопов не мечут - гроза спалит". В некоторых селах праздник Ильи-пророка назывался "Завивание бороды". Празднующие ходили по селу с величальными песнями и плясками. Впереди шла самая красивая девушка села со снопом, не связанным, а собранным. Колосья рассыпались, пушились, напоминая бороду. Сноп хранили до Покрова, а потом отдаваои скоту. Иногда на поле оставляли несжатую полосу, приговаривая: "Велесу на бороденку". Обряд сопровождаля величальной песней: Уж мы вьем-вьем бооду У Василия на поле, Завиаем бороду У Ивановича нашего, На ниве великой На поле ширком.
|