Суббота, 20.04.2024, 00:03
Приветствую Вас Гость | RSS

 Узнай-Ка! 

Форма входа
Категории раздела
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 632
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Вопросы на оценку » Вопросы на оценку

Задание 1. "Серебряный век" русской культуры.
1
Категория: Вопросы на оценку | Добавил: Zaxabr (22.09.2012)
Просмотров: 3619 | Комментарии: 26 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 261 2 3 »
26 cyttep_tank  
Эпоха рубежа веков получила название «Серебряного века» уже после её завершения. Понятие возникло в среде русской эмиграции (что немаловажно), и изначально было соотнесено с «Золотым веком» пушкинской эпохи (первая треть XIX века), ретроспективно оценивая ушедшее время как второй расцвет русской культуры после него. На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Сергей Маковский. В отличие от общеевропейского fin de siècle, о искусстве и главным образом литературе Серебряного века говорят только применительно к русской культуре. Следует указать, что серебряный век по отношению к золотому обозначает эпигонство, деградацию, декаданс.Отмечают, что русская художественная литература приобрела в «серебряный век» выраженную эротичность

25 splinter  
Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к началу XX века, данное по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, поэты и критики Николай Оцуп, Сергей Маковский[1].Новое литературное направление — символизм — явилось порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Кризис проявился в негативной оценке прогрессивных общественных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного сознания, в увлечении идеалистической философией. Русский символизм зарождался в годы крушения Народничества и широкого распространения пессимистических настроений. Все это обусловило тот факт, что литература Серебряного века ставит не злобные социальные вопросы, а глобальные философские. Хронологические рамки русского символизма — 1890-е годы —1910 год. На становление символизма в России повлияли две литературные традиции:
  • российская — поэзия Фета, Тютчева, проза Достоевского;
  • французский символизм — поэзия Поля Верлена, Артюра Рембо, Шарля Бодлера. Основная мысль: искусство — средство познания мира.

Символизм не был однородным. В нём выделялись школы и течения: «старшие» и «младшие» символисты.

24 гусарова таня  
Серебряный век — это не хронологический период. По крайней мере не только период. И это не сумма литературных течений. Скорее понятие «Серебряный век» уместно применять к образу мышления.

Атмосфера Серебряного века

В конце девятнадцатого — начале двадцатого века Россия переживала интенсивный интеллектуальный подъём, особенно ярко проявившийся в философии и поэзии. Философ Николай Бердяев (о нём читайте здесь) называл это время русским культурным ренессансом. По словам бердяевского современника Сергея Маковского, именно Бердяеву принадлежит и другое, более известное определение этого периода — «Серебряный век». По другим данным, словосочетание «Серебряный век» было впервые употреблено в 1929 году поэтом Николаем Оцупом. Понятие это не столько научное, сколько эмоциональное, вызывающее тут же ассоциации с другим коротким периодом истории русской культуры — с «золотым веком», пушкинской эпохой русской поэзии (первая треть XIX века).

«Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени, — писал о Серебряном веке Николай Бердяев в своей «философской автобиографии» «Самопознание». — Многое из творческого подъёма того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творческим подъёмом, новизна, напряжённость, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни. Но всё происходило в довольно замкнутом кругу...»

Серебряный век как период и образ мышления

Искусство и философия Серебряного века отличались элитарностью, интеллектуализмом. Поэтому нельзя отождествлять всю поэзию конца XIX — начала XX века с Серебряным веком. Это более узкое понятие. Иногда, правда, предпринимая попытку определить сущность идейного содержания Серебряного века через формальные признаки (литературные течения и группировки, социально-политические подтексты и контексты), исследователи ошибочно смешивают их. На самом деле в хронологических границах этого периода сосуществовали самые различные по происхождению и эстетической направленности явления: модернистские течения, поэзия классической реалистической традиции, крестьянская, пролетарская, сатирическая поэзия... Но Серебряный век — это не хронологический период. По крайней мере не только период. И это не сумма литературных течений. Скорее понятие «Серебряный век» уместно применять к образу мышления, который, будучи характерным для художников, которые при жизни враждовали между собой, в конечном счёте слил их в сознании потомков в некую неразделимую плеяду, формировавшую ту специфическую атмосферу Серебряного века, о которой писал Бердяев.

Поэты Серебряного века

Имена поэтов, составивших духовное ядро Серебряного века, всем известны: Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб, Иннокентий Анненский, Александр Блок, Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Константин Бальмонт, Анна Ахматова , Николай Гумилёв, Марина Цветаева, Вячеслав Иванов, Игорь Северянин, Борис Пастернак, Георгий Иванов и многие другие.

В наиболее концентрированном виде атмосфера Серебряного века получила своё выражение в первые полтора десятилетия двадцатого века. Это был расцвет литературы русского модерна во всём многообразии его художественных, философских, религиозных поисков и открытий. Первая мировая война, Февральская буржуазно-демократическая и Октябрьская социалистическая революции отчасти провоцировали, отчасти формировали этот культурный контекст, а отчасти были спровоцированы и сформированы им. Представители Серебряного века (и русского модерна в общем) стремились к преодолению позитивизма, отказу от наследия «шестидесятников», отрицали материализм, равно как и идеалистическую философию.

23 Танюшка  
Серебряный век[1] — период в истории русской культуры, хронологически связываемый с началом XX века, совпавший с эпохой модернизма. Это время также имеет и французское наименование fin de siècle («конец века»). Подробней см. Серебряный век русской поэзии.

Эпоха рубежа веков получила название «Серебряного века» уже после ее завершения. Понятие возникло в среде русской эмиграции, ретроспективно оценившей ушедшее время как второй расцвет русской культуры после «Золотого века», которым часто называли пушкинскую эпоху, то есть первую треть XIX века. На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Сергей Маковский. Если fin de siècle («конец века») — термин общеевропейский, то о литературе Серебряного века говорят только в применении к русской культуре.

Чаще всего используется в сочетании «поэзия Серебряного века», — в понятии, охватывающем не только поэтов первой величины, но также десятки и сотни любителей, которые создали необходимую среду. Вообще, для Серебряного века характерно появление широкого слоя образованного общества, появление многочисленных просвещённых любителей искусств. Многие из этих любителей сами впоследствии становились профессионалами, другие же составляли аудиторию — были зрителями, слушателями, читателями, критиками.

Широкое бытование выражение «Серебряный век» получило в Советском Союзе после знакомства читателей с «Поэмой без героя» Анны Ахматовой (первая сокращённая публикация в сборнике «Бег времени», 1965

22 Tochbug  
Серебряный век — период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедующих новую, отличную от старых идеалов, эстетику. «Серебряный век» протекал с 1880 до 1920 годов.
Вопрос в каких годах протекал «Серебряный век остаётся спорным. Если в определении начала «серебряного века» исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры. Он может быть отнесён и к 1917, и 1921 году. Одни исследователи настаивают на первом варианте, полагая, что после 1917 года с началом Гражданской войны «Серебряный век» прекратил своё существование, хотя в1920-е годы ещё живы были те, кто создал это явление своим творчеством. Другие полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва, а также эмиграции многих поэтов и писателей в начале 1920-х годов из России. Наконец, существует точка зрения, что концом «Серебряного века» можно считать рубеж 1920 — 1930-х годов, связанный с самоубийством Владимира Маяковского и усилением идеологического контроля над литературой. Таким образом, временные рамки этого периода составляют около тридцати лет.

21 Галя Дятлова  
Однако этот рост совсем не соответствовал реальным потребностям. Хотя П.А. Столыпину удалось за годы своей деятельности удвоить отчисления на нужды народного образования, для громадной России это была капля в море и, меньше всего, конечно, досталось крестьянству. К началу первой мировой войны из 22% детей школьного возраста обучаться могли только 4,7%. Причина проста – в разных районах на 3–5 тысяч жителей приходилась одна начальная школа.

Поэтому главной проблемой остается расширение сети общеобразовательных учреждений. Земства предлагали законодательно закрепить необходимость всеобщего начального образования, что вызвало бурю возмущения в определенных кругах. «Мы хорошо знаем, – говорит вологодский епископ Никон, – что народ еще не просит такого всеобщего обучения, что самая идея этого обучения во многом еще преждевременна».

В начале века впервые обратили внимание на качество даваемого в России образования. В сельских районах были распространены церковно-приходские и земские школы. Церковно-приходские школы были однокласными (с двухлетним сроком обучения) или двухкласными (с четырех летним сроком обучения), в которых в свободное от изучения «Закона Божьего» время давались элементарные знания по чтению, письму, арифметике, в двухклассных – добавлялись сведения по церковной и русской истории. Но, чаще всего в деревнях встречались школы грамотности, где дьячок или дьяконица передавали как умели собственные более чем скудные знания.

В отличие от сельских регионов, в городах было гораздо больше возможностей в плане образования: гимназии, прогимназии, реальные училища, университеты и высшие учебные заведения, готовящие самых разных специалистов. Однако, редко кто, вспоминая годы ученичества, благодарит родные пенаты за выучку. В абсолютном большинстве учебных заведений господствовали строгие полицейские порядки.

Константин Сергеевич Станиславский – великий актер и режиссер, один из создателей Художественного театра, уверяет, что «в смысле науки я ничего не вынес из гимназии». Самые «яркие» воспоминания школьных лет – учителя иностранцы, которые «водворяли свои порядки, нередко идущие вразрез с природой русского человека»; холодный карцер за малейшую провинность с крысами, которых, по слухам «там нарочно разводили, вероятно, с педагогической целью, чтобы наказание было действеннее»; непосильная зубрежка, которая окончательно разрушала память любого молодого человека.

В высших учебных заведениях (к 1914 г. в России было 10 университетов и 105 вузов) обязательным минимумом стал ка­зенный учебник. Знакомство с подлинниками не требовалось. Видимо, учиться было не очень интересно и не очень сложно. Отмеченные талантом студенты, как правило, учились на нескольких факультетах.

Разумеется, что в России были и прекрасные учебные заведения и талантливые педагоги, и все же общая картина была негативной. Наверное поэтому, очень модными среди молодежи становятся, так называемые, кружки самообразования, как в средних, так и в высших учебных заведениях.

Интеллигенция активно взялась за ликвидацию безграмотности в рабочей среде. В городах и провинциях появляются общества грамотности, народные университеты, рабочие просветительские общества, существовавшие за счет частных пожертвований.

Самым крупным был народный университет А.Л. Шанявского в Москве, (открыт в 1908 г.). Его называли «вольным университетом». Все формальности свели к минимуму: выпускникам университет не давал никаких служебных прав, от поступавших не требовали документов об образовании, а от преподавателей – ученых степеней. Все строилось на взаимном интересе. Для слушателей были созданы благоприятные условия для обучения – хорошо оборудованные лаборатории и кабинеты, отборный преподавательский состав. Здесь работали: физик П.Н. Лебедев, геохимик В.И. Вернадский, технолог С.А. Чаплыгин, химик Н.Д. Зеленский, историк Ю.В. Готье, юрист М.Н. Гернет, педагог, психолог и историк философии П.Т. Блонский. В первый же год было набрано 975 слушателей.

20 Галя Дятлова  
На стороне самодержавной власти была мощная сила – церковь. В 1905 г. в России действовало около 50 тысяч православных церквей, 267 мужских и 206 женских монастырей и общин. Общая численность духовенства (белого и черного) приближалась к 130 тысячам. Православная паства составляла 69,5% населения империи. Официально церковь настаивает на возвращении к «вере отцов», жестко стоит на позиции сохранения старых традиций. В начале века очевиден кризис в самой церковной организации. В 1905 г. оформляется движение, получившее название «Союз ревнителей церковного обновления».

Революция 1905–1907 гг. представлялась закономерным результатом бездействия власти. Она мыслилась не иначе как борьба за общедемократические свободы. В тоже время, первая русская революция для многих стала «холодным душем». После нее часть интеллигенции или отходит от политики, или отстаивает только реформы, категорически отвергая революционный путь развития, который, судя по всему, совсем не решает проблем, а только усугубляет их бессмысленным кровопролитием.

Однако идея революции не умерла. Социал-демократы, в особенности большевики, по-прежнему, считали ее панацеей от всех бед. Своими методами они избрали до боли знакомые российские традиции: правовой нигилизм (для достижения цели можно пренебречь всякими законами), подавление личности (никакой демократии, строгое иерархическое подчинение, закрытые организации по принципу – «кто не с нами, тот против нас»), перераспределение, дележ – как основа справедливости. Эти лозунги не могли не найти поддержку в народе. Закономерно, что основой пополнения партийных рядов становятся люди из низов.

Большей части народной массы перемены нужны были в принципе, потому что в жизни простого народа мало что менялось, приходилось постоянно искать свою правду. В 1905–1907 гг. было сожжено около 16 тысяч (одна шестая) помещичьих усадеб. Начало века было ознаменовано все усиливающимися рабочими выступлениями.

Раскол в обществе, ощущение близких потрясений с одной стороны, демократизация и, в связи с этим, стремительный взлет науки, художественного творчества – с другой, определили противоречивый характер развития культуры в конце ХIХ–ХХ века.

Исключительно важно, что в это время происходит интеграция русской культуры и западноевропейской. Возможность исполнения наказа Великого Петра: «Догнать и перегнать» перестает быть «светом в конце тоннеля» и обретает реальные черты. Одновременно культура Запада, конечно, как образец для подражания, все больше теряет свою привлекательность.

Образование. В начале века продолжается количественный рост образовательных учреждений и числа учащихся в них. В начальных школах министерства народного просвещения училось в 1900 г. 2593 тыс. человек, в 1914 г. – 15942. В ведении того же министерства в 1896 г. насчитывалось 898 средних учебных заведений (гимназий), к 1915 г. их число выросло до 1798. В 1894 г работало 13146 земских начальных училищ, через десять лет – 20720, а спустя еще десятилетие – 28200.

19 Галя Дятлова  
Серебряный век русской культуры

Исторические условия развития культуры. Русско-японская и первая мировая войны, три революции, реформы Витте, Столыпина, появление общероссийского представительного органа – Думы, образование политических партий, гражданская война – даже простое перечисление самых основных исторических событий показывает насколько напряженными, противоречивыми и судьбоносными для России были конец XIX – первая четверть XX века, «серебряный век»[1] русской культуры.

Россия переживает время ускоренного развития, из аграрной превращается в крупную капиталистическую державу. Предпринятые Витте и Столыпиным реформы, при всей их неоднозначности, к 1913 г. вывели Россию на 4–5 место в мире по объему производства. В тоже время, по многим показателям, в частности, по уровню производства на душу населения наша страна отставала от передовых капиталистических стран.

Капитализация способствует бурному развитию городской культуры. Прирост жителей городов почти вдвое обгонял общий рост населения. Впервые появляются города, где проживало более миллиона человек (в Петербурге – свыше 2 млн., почти столько же в Москве). Крупными центрами становятся Минск, Баку, Одесса, Ташкент, Рига, Томск.

На глазах одного поколения меняется облик городов. Появляются благоустроенные кварталы с водопроводом, канализацией, телефонами, хорошим уличным освещением. К услугам горожан городской транспорт, конка и электрический трамвай. В начале века обсуждался вопрос о создании в Москве метрополитена. Вызывали восхищение и удивление пестрая реклама, богатые особняки купцов и заводчиков, эффектные магазины, здания театров, музеев, библиотек, музыкальных залов.

Приметой времени становится кинематограф. 0н появляется с весны 1896 г. По наблюдениям А.С. Серафимович, это «чудо» овладело умами и сердцами многих и многих россиян: «Пройдитесь вечером по улицам столиц, больших губернских городов, уездных городишек, больших сел и посадов, и везде на улицах с одинаково мерцающими керосиновыми фонарями вы встретите одно и то же: вход, освещенный фонариками, и у входа толпу, ждущих очереди – кинематограф».

Сначала в кинотеатрах («биоскопы»и «иллюзионы») демонстрировались иностранные фильмы. Собственное производство в России воз­никло в 1907–1908 гг. (фирмы А. Дранкова и А. Ханжонкова). В 1908 г. появляется первая русская игровая картина «Стенька Разин». В 1914 г. в стране уже действовало около 30 отечественных фирм, отснявших свыше 300 картин. В 1916 г. насчитывалось около 4 тыс. кинотеатров, куда ежедневно приходили около 2 млн. зрителей.

Изменяется образ жизни средних слоев и рабочих. Расширяются рабочие кварталы, как правило, они были скученными, угрюмыми с рядами краснокирпичных казарм–общежитий. После революции, по инициативе П.А. Столыпина, «рабочий вопрос» неоднократно становился предметом обсуждений в Думе. Не смотря на сильное противодействие, удалось ввести рабочее страхование, была повышена заработная плата. Из высококвалифицированных рабочих формируется новый слой «рабочей аристократии». Из фабричных казарм семьи стали переселяться в квартиры. Были разрешены профсоюзы и рабочая печать.

Буржуазные отношения вторгаются в привычный уклад русской деревни, появляются фермерские хозяйства. Хотя, аграрный сектор очень трудно поддавался капитализации. Бедность и «темность» совершенно не позволяли улучшить технический уровень хозяйств. Сельскохозяйственную технику (ее в основном завозили) могли купить только помещики и зажиточные хозяева, которые составляли меньшинство сельских производителей. Абсолютное большинство крестьян работали традиционно – по старинке.

На фоне общего подъема отсутствие или слишком медленные изменения в социально-политической сфере вызывали всеобщее недовольство. Потребовалась революция, чтобы взяться, как уже говорилось, за решение «рабочего вопроса», помочь крестьянам, отменить выкупные платежи, установить элементарные демократические права и свободы. Раскол в общественном сознании достигает критической отметки.

Мало симпатий вызывала царская власть и, кажется, уже не устраивала никого, кроме самой власти. На ее счету неудачи в русско-японской и первой мировой войнах, расстрел мирной демонстрации 9 мая 1905 г., яростное про­тивостояние реформам, Г. Распутин, неграмотный крестьянин, который смещал и назначал министров, беззастенчиво и уверенно вмешивался в политику.

18 данчик  
Серебряный век - это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства. Он протекал с 90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-х гг. XX в. На данном этапе истории духовное развитие в России происходило на основе взаимоотношения индивидуального и коллективного начал. Первоначально преобладающим было индивидуальное начало, рядом с ним существовало, отодвинутое на второй план, начало коллективное. После октябрьской революции положение изменилось. Основным стало коллективное начало, а индивидуальное начало стало существовать с ним параллельно.

Начало Серебряному веку было положено символистами, небольшой группой литераторов, осуществивших в конце ХIX - начала ХХ в. “эстетический переворот”. Символисты в 90-х годах XIX в. выступили с идеей произвести переоценку всех ценностей. В основу ее была положена проблема соотношения индивидуального и коллективного начал в общественной жизни и в искусстве. Проблема эта не была новой. Она возникла сразу после отмены крепостного права и проведения Великих реформ, когда активно стало формироваться гражданское общество. Одними из первых решить ее попытались народники. Рассматривая коллективное начало в качестве определяющего, они подчинили ему индивидуальное начало, личность - обществу. Человек имел ценность только в случае, если он приносил пользу коллективу. Наиболее эффективной народники считали общественно-политическую деятельность. В ней человек должен был раскрыть себя. Укрепление в обществе народнического подхода к человеку и его деятельности, произошедшее в 60-х - 80-х годах XIX в., привело к тому, что на литературу, философию и искусство стали смотреть как на явление второго плана, менее необходимое по сравнению с политической деятельностью. Свой “эстетический переворот” символисты направили против народников и их идеологии.

Символисты: как старшие (В.Я.Брюсов, Ф.К.Сологуб, З.Н.Гиппиус и др.), так и младшие (А.Белый, А.А.Блок, В.В.Гиппиус и др.) утверждали индивидуальное начало в качестве главного. Они пересмотрели отношения индивида и коллектива. Символисты вывели человека за пределы общества и стали рассматривать его как самостоятельную величину, равную по значению обществу и Богу. Ценность индивидуума они определяли богатством и красотой его внутреннего мира. Мысли и чувства человека были превращены в объекты исследования. Они стали основой творчества. Внутренний мир человека рассматривался как результат его духовного развития.

Вместе с утверждением индивидуального начала символисты и литераторы, близкие к ним (А.Л.Волынский, В.В.Розанов, А.Н.Бенуа и др.), занимались формированием эстетического вкуса публики. Они открывали читателю в своих работах мир русской и западноевропейской литературы, знакомили с шедеврами мирового искусства. Художественные произведения символистов, в которых затрагивались ранее запрещенные темы: индивидуализм, аморализм, эротизм, демонизм - провоцировали публику, заставляли ее обращать внимание не только на политику, но и на искусство, на человека с его чувствами, страстями, светлыми и темными сторонами его души. Под воздействием символистов изменилось отношение общества к духовной деятельности.

Вслед за символистами утверждение индивидуального начала в искусстве и общественной жизни продолжили философы-идеалисты и акмеисты.

Философы-идеалисты (Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов, С.Л.Франк, и др.) выступили против утилитарного восприятия обществом личности. Они возвратили философии ценность и в центр ее поставили человека, жизнь которого они стремились обустроить на религиозных началах. Через изменение личности они хотели преобразовать все общество.

_________________

17 михаил  
Серебряный век[1] — период в истории русской культуры, хронологически связываемый с началом XX века, совпавший с эпохой модернизма. Это время также имеет и французское наименование fin de siècle («конец века»). Подробней см. Серебряный век русской поэзии.
Эпоха рубежа веков получила название «Серебряного века» уже после ее завершения. Понятие возникло в среде русской эмиграции, ретроспективно оценившей ушедшее время как второй расцвет русской культуры после «Золотого века», которым часто называли пушкинскую эпоху, то есть первую треть XIX века. На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Сергей Маковский. Если fin de siècle («конец века») — термин общеевропейский, то о литературе Серебряного века говорят только в применении к русской культуре.
Чаще всего используется в сочетании «поэзия Серебряного века», — в понятии, охватывающем не только поэтов первой величины, но также десятки и сотни любителей, которые создали необходимую среду. Вообще, для Серебряного века характерно появление широкого слоя образованного общества, появление многочисленных просвещённых любителей искусств. Многие из этих любителей сами впоследствии становились профессионалами, другие же составляли аудиторию — были зрителями, слушателями, читателями, критиками.
Широкое бытование выражение «Серебряный век» получило в Советском Союзе после знакомства читателей с «Поэмой без героя» Анны Ахматовой (первая сокращённая публикация в сборнике «Бег времени», 1965)[2]:

1-10 11-20 21-26
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Фраза дня
Новая фотография
Наш календарь
Праздники России


Семейные праздники


Православные праздники
Прогноз погоды

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz