Контрольный тест № 31
1.В результате
войны 1492 – 1494 годов Ивана III с Литвой к Москве были
присоединены:
а. Вязьма и Верховские княжества; б. Тверь; в. Киев; г. Рязанская земля.
2. В результате
очередной войны 1500 – 1503 годов Ивана III с Литвой к Москве были
присоединены:
а. Северской
земли; б. Вязьма и
Верховские княжества; в.
Киев; г. Полоцк.
3. Рязанское княжество окончательно было
присоединено к Москве:
а. в 1495
году; б. в 1503 году; в. в 1522 году; г. лишь в правление Ивана
Грозного.
4. В чьё
правление была проведена реформа управления с появлением губы – как
административного округа, позже преобразованный в уезд:
а. Ивана III; б. Василия III; в. Елены Глинской; г. Ивана Грозного.
5. В каком году
была проведена денежная реформа, при которой устанавливалась единая
монетная система - серебряная копейка, на которой был изображен всадник-воин,
поражающий копьем змея – копейные деньги, и более мелкие серебряные монеты
(денежки), которые назывались мечевые деньги, на которых был изображен всадник
с мечом в руках:
а. в 1533
году; б. 1535
году; в. 1547 году; г. 1552 году.
6. При
малолетстве Ивана IV,
регентом была его мать Елена Глинская, которая управляла государством совместно
с:
а. Василием
Васильевичем Шуйским;
б. Иваном
Бельским;
в.
митрополит Иосафом;
г. Овчиной-Телепневым-Оболенским.
7. Венчание на
царство Ивана IV
произошло в:
а. 1545
году; б. 1547 году; в. 1549 году; г. 1550 году; д. 1552 году.
8. Первый
Земский Собор был открыт в:
а. 1545
году; б. 1547 году; в. 1549 году; г. 1550 году; д. 1552 году.
9. События 1547
– 1560 годов характеризуются:
а. переходом
России от княжества к царству; б. подготовкой к Ливонской войне;
в. деятельностью
правительства Избранной рады;
г. началом опричнины.
10. Судебник
Ивана IV принятый в 1550 году:
а. отменял Юрьев день; б. подтверждал
Юрьев день, но лишь после уплаты «пожилого»;
в. сохранял Юрьев день; г. подтверждал Юрьев
день, без уплаты «пожилого».
11. О ком речь?
Мыслитель,
публицист, современник Ивана IV.
Считал, что
после падения Константинополя Россия осталась единственной хранительницей
истинной христианской веры. Ему близка идея о том, что Москва выступает
преемницей Константинополя. Особое значение он акцентировал на роли
православного царя, способного устроить истинное православное царство. По его
убеждению, Господь дарует свою благодать тому земному царю, который сможет
утвердить в своем царстве «правду»: «В каком царстве правда, там и Бог
пребывает, и не поднимется Божий гнев на это царство». «Правда», считал он,
выше веры: «Бог не веру любит, а правду».
«Россия, по его
убеждению, - это арена борьбы Бога и дьявола за правду». Главная беда
московского царства заключена во всесильности «вельмож», ограничивающих власть
царя.
Нужно
самодержавие, а реформы проводимые царем должны максимально усилить его роль.
Он советовал Ивану IV
действовать не только мудро, но «грозно»: «От великой грозы твоей мудрости как
от сна проснутся царские лукавые судьи… Царь на царстве грозен и мудр, царство
его ширеет, и имя его славно по всем землям».
«Как конь под
царем без узды, так и царство без грозы».
Считается, что
он повлиял на действия царя в дальнейшем приведшие к опричнине.
|