Четверг, 28.03.2024, 15:00
Приветствую Вас Гость | RSS

 Узнай-Ка! 

Форма входа
Категории раздела
Мини-чат
Наш опрос
Как Вы узнали про наш сайт?
Всего ответов: 575
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Культура » Культура России

Культура

Культура России

Вера – есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

 

Культура – результат человеческой деятельности, сфера духовной жизни общества.

 

Культ - совокупность обрядов почитания, для получения покровительства ил почтения памяти.

 

Обряд – способ культования. Культы бывают: официальными и мистериальными (тайными).

 

Ядро религии не догмы, а ритуал (таинство).

 

Первоначальная форма религии – фетишизм (анимизм)  - верования в духов, идолов, при наличии талисманов, т.е. верование в культ неодушевленных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами.

К примеру, верили в существование дриад – живущих в деревьях людей.

Буря разметала корабли персидского царя Ксеркса – и царь велел вполне серьёзно высечь море.

 

Обожествление природы в язычестве было частью миропознания человеком бытия.

Пантеизм – обожествление природы.

 

Тотемизм – отсутствие разницы между человеком и животным. Наделение животных разумом.

В Индии  - корова

 

Язычество древних славян – политеистические верования и обряды, бытовавшие у славян до принятия монотеистической религии – христианства.

Пантеон восточнославянских богов:

Стрибог – Стрый бог, старый бог (старший, главный), бог ветров.

Сварог – верховный бог, бог вселенной, бог огня, отец солнца.

Мокошь (Мокошь) – покровительница женского начала. «Мать урожая», богиня земли.

Даждьбог (Хорс) сын Сварога -  бог солнца. Божество солнечного света, подателя благ.

Перун – бога грозы и грома, покровителя воинской дружины князя. Символ – молот, топор, дуб.

Род (Симаргл) – бог плодородия.

Велес (Волос) – доброжелательный бог земли, скота и богатства.

 

Сварог был мужем Матери Сырой Земли. Той пламенной матери, которую он оплодотворял дождями и которая рожала всё необходимое человеку. Со своей землёй человек был связан фактом рождения на племенной территории. Покойника долгое время хоронили в скрюченной позе – в «позе эмбриона». Умерший уходил в лоно Матери-Земли, чтобы потом родиться снова.

На земле клялись, положив на неё ладонь. Или брали комок земли в рот. Это была самая страшная клятва. Нарушитель её уже не мог после смерти уйти в лоно Матери-Земли, Мать Сыра Земля извергала.

Если человек шёл в поход, ехал с товаром – он брал с собой щепотку родной земли: чтоб племенная земля была с ним, помогала ему и на чужбине.

Звали Мать-Землю Мокошь. Кош – это жребий, судьба, счастье, а заодно и емкость, куда надо сложить добытое богатство (КОШелка, КОШелёк).

 

Большую роль у славян играл «живой огонь» - Знич. Раз в году с помощью трения добывался новый живой огонь, от которого зажигали огонь у жертвенника и разносили по домам. Если огонь на жертвеннике потухал по вине жреца, то его немедленно убивали.

 

Ярило  - бог любви. Иногда бог солнца.

Милка – богиня любви.

Ладо, Лада, Лель, Полель, Ляля – боги семьи.

 

Крива – божество Луны.

 

Марана, Морана – злое женское божество, богиня болезней. От этого имени много слов: мор, морок, морочить, марево, мрак.

Весной славяне на масленицу сжигали чучело этой самой Морены.

Символом Морены было не только соломенное чучело, но и сделанное из снега и льда болван – Снежная Баба. В марте Солнце убивало Снежную Бабу – добрый Даждьбог  побеждал скверную Морену. Снегурочка, судя по всему дочь Морены.

 

 

Двоеверие – процесс совмещения язычества и религии.

Промежуток между Рождеством и Крещением заняли дохристианские святки. Преддверием Великого поста стал языческий праздник масленица.

В празднование христианской Пасхи вплелись языческие поминальные обряды, а так же древнеславянский культ хлеба.

В праздник Троицы – культ березы.

Преображение Господне соединилось с праздником сбора плодов (Яблочный Спас).

 

 

Перынь – местность под Новгородом, названа по имени Перуна, святилище которого находилось там в древности.

 

 

Сыновья Ноя после Великого потопа» разделили землю. Иафету (Афетова часть) досталась земля и славян, в том числе проживавших на Дунае.

 

 

За 2000 лет до Рождества Христова еврейскому народу чудесным образом было дано Божественное Откровение, ставшее источником линии познания, которая, соединившись с греческой, принесла драгоценные плоды Истины.

Божественное Откровение – это акт, в результате которого людям внезапно открываются новые сведения о Боге. Это Откровение было дано семитскому племени, родоначальником которого был скотоводец Аврам, поселившийся в Ханаанской долине близ палестинского города Хеврона. Именно с Авраамом заключил Бог первый, предварительный договор (завет), сказав ему: «…Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам и тебе и потомству твоему после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом».

В обмен на милость, Господь потребовал лишь одного: безраздельной преданности Ему как своему единственному Богу. Имя Авраама было изменено на Авраам (удвоение гласной - намёк на множественность потомства), а так же принести в жертву своего сына Исаака. Занёсшего над головой нож Авраама Бог остановил.

 

Троичность Бога впервые представлена во встрече около жилища Авраама под Мамврийским дубом. «И явился ему господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр свой, во время зноя дневнаго. Он возвёл очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят возле него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатёр свой и поклонился до земли, и сказал: «Владыко! Если я обрёл благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего, и принесут немнго воды, и омоют ноги ваши…»

 

После тяжелых страданий избранный Богом народ и ведомый Моисеем в 1496 году до нашей эры вышел из Египта и разбил лагерь у Синайской горы. Именно на Синайской горе Господь дал народу через Моисея новую мировую религию – Единобожие. Если же выбранный Господом народ не станет исполнять данные заповеди, то кара же будет великой, что и произошло позже, когда набожность евреев выветрилась.

 

В XI веке до нашей эры еврейское государство при царе Соломоне достигло своего могущества. Именно в это время и был построен поражающий всех своим великолепием Храм. Но уже при сыновьях Соломона страна развалилась на два царства – Иудейское и Израильское. В 589 году храм Соломона был разрушен Новохудоносором, который увел евреев в «вавилонское пленение» длившееся 70 лет.

Позже евреи вновь обрели независимость и даже отстроили Храм Соломона, но в 64 году до н.э. Палестина была включена в состав Римской империи. В 64 году н.э. они пытались вернуть свою независимость но потерпели поражение, а Храм Соломона был разрушен окончательно. Последние восстание за независимость в 165 году привело к тому, о чём и предупреждал Господь, были «рассеяны между народами».

 

Монотеизм – единобожие, система религиозных воззрений, основанная на представлении о едином Боге. К монотеистическим религиям относятся иудаизм, христианство, ислам.

 

 

Приняв крестную смерть, на третий день воскреснув, на сороковой день вознесясь к Отцу, через десять дней после этого, на Пятидесятницу, Сын Божий ниспослал на сошедшихся вместе апостолов святой Дух Действием Которого образовалась Христианская церковь, предназначенная существовать до конца времён, ибо, по речению самого Христа, врата адовы её не одолеют.

 

Икона – молельный образ, зримое выражение догмата Боговоплощения.

Царь Эдессы Авгарь болел проказой и послал своего слугу к Христу с просьбой об излечении, на что Христос омыл Свое лицо, приложил к нему полотенце. Затем этот образ, прикрепленный к доске, стал иконой, самой почитаемой Константинополя.

 

Апостол Лука – один из 70 апостолов, которых Господь послал по двое проповедовать в те города, куда был намерен идти. Они должны были подготовить приход Иисуса Христа  в эти, зачастую враждебные места.

Лука учредил церковь в Македонии. Под руководством апостола Павла Лука написал третье Евангелие и «Деяния Апостолов».

Святой Лука стал единственным художником апостольского братства, основателем иконописи.

Именно Лука на доске от стола, за которым трапезовали Спаситель, Пресвятая Дева и праведный Иосиф Обручник изобразил образ Преснодевы Марии с Божественным Младенцем на руках. Эта икона впоследствии названная Владимирской стала сокровищем русской церкви.

Другая икона, написанная святым Лукой, - «Черная Мадонна» Ченстховская, главная святыня Польши. По преданию она была написана на одной из досок дома в Назарете, где жило Святое семейство. Икона в древности находилась на Руси и лишь позднее оказалась в Польше.

Федоровская икона, тоже кисти святого Луки, являлась молельным образом великого князя Александра Невского. Перед ней женщины молятся о благополучном разрешении от беременности.

 

 

Георгий Победоносец – римский воин, общехристианский святой (пытали и казнили за христианскую веру).  Изначально стал покровителем Византийской империи.

Особо популярен сюжет названный: «Чудо Георгия о змие».

В средневековой литературе лев отождествлялся с Христом. Льва считали символом евангелиста Марка.

 

 

«Величайшим учителем церкви после апостолов» назвал Оригена Иероним Блаженный, а великие учителя ранней церкви – Гргорий Чудотворец, Василий Великий, Гргорий Назианзин, Григорий Нисский – восхищались им и пользовались его сочинениями как драгоценным сокровищем.

 

 

313 год – Миланский эдикт, по которому император Константин сделал христианство официальной религией в Римской империи.

 

Николай Мирликийский (кон. III-пер. пол. IVвв.) – епископ города Мир в Ликии Малоазийской, святитель.

В православной традиции именуется так же Николаем Чудотворцем, Николой Угодником. Еще при жизни святитель Николай прославился многими подвигами и чудесами. Поэтому день его погребения  - 6(19) декабря – стал общехристианским праздником. Покровительство Николая распространялась, прежде всего, на плавающих  и путешествующих, на «всех  сирых и убогих», на скотоводство и земледелие, считался он так же «хранителем земных вод».

В 1087 году мощи святого были украдены из города Мир норманнами и перевезены 9 (22) мая в Бари и где и хранятся ныне.


325? год – Никейский собор – утверждение Символа Веры.

Не успели просохнуть подписи епископов утвердивших на  Никейском соборе Символ Веры, как большинство этих самых епископов, кто открыто, а кто тайно, отказались от принятого на Соборе текста и стали склоняться к арианству, заражая этой ересью и паству. Ереси поддались практически все, а усугубило ситуацию то, что сторонники Ария смогли оказать на императора своё влияние и получить власть над прихожанами. Сам император Константин поддержал арианство.

В 359 году в Римини ариане собрали очередной Собор, где фактически праздновали свою победу.

Арий  предложил свою версию объяснения божественности. Бог  у нас один, и это Отец. Сначала он пребывал в одиночестве, но когда задумал создать мир, решил, что ему нужен помощник. Создание такого помощника, Бога Сына, и стало Его первым творческим актом, предшествующим Первому Дню. Дальше изначальный и сотворенный Боги обустраивали вселенную уже совместно, в точном соответствии с тем, как это описано в Книге Бытия. Так что никакого политеизма в нашей вере нет – имеется один основной Бог, а сын и Святой Дух – вторичные вспомогательные фигуры, которых до какого-то момента вообще не было. Исходя из такой модели, ариане заменили характеризующие Сына слова «единосущен Отцу» словами «подобосущен Отцу» и получили собственный Символ Веры, отличающийся от Никейского. Сын имеет не туже самую сущность, что отец, ибо это Бог позднейший и сотворенный, но подобен Ему.

Стойкие защитники Православия, первым из которых был святитель Афанасий, воспинимали арианство не просто как ложное учение, но и как отвратительную мерзость, как надругательство над Христом, попирание Его святого имени.

Избавление от ереси наступило сравнительно быстро. Сначала Господь воздал самому ересиарху. Кара была ужасной. Это произошло в 336 году при Константине Младшем. Не сильно искушенный в богословии император, выслушав уверения Ария, что его Символ почти не отличается от Никейского, но более точен, ответил: «Если ты лукавишь пусть Бог накажет тебя за лицемерие» - и повелел константинопольскому патриарху Александру принять Ария в молитвенное общение в храме святой Ирины, чтобы раздоры наконец прекратились. Узнав о приказе и не имея смелости не повиноваться кесарю, владыка пал в алтаре этого храма ниц и возопил: «Господи, если Арий придёт завтра в церковь, возьми меня отсюда и не дай мне погибнуть с виновным! Но если Ты желаешь Твой храм, а Ты, конечно же, жалеешь его, то возьми отсюда Ария, дабы не вошла сюда в месте с ним ересь».

То о чём молил Бога патриарх, исполнилось на следующий же день, и исполнилось таким образом, что у сотен людей, бывших очевидцами этому, не осталось ни каких сомнений: это действие Божьей десницы. Направляясь в церковь в сопровождении большой толпы, ересиарх внезапно почувствовал боль в желудке и, прося народ подождать его, отлучился в отхожее место, ждали долго, а его всё не было. Наконец пошли узнать, что же случилось. Взорам предстала жуткая картина: у Ария лопнуло чрево и он лежал в луже собственной крови рядом со своими кишками.

Арианство ещё не было смещено, а истинное православие было ещё слабо победить, и в условиях анархии вполне могла произойти реставрация язычества. Надо отдать должное византийским императорам которые не осмеливались вмешиваться в церковные дела. Постепенно с арианством было покончено и истинное христианство победило.

В 381 году в Константинополе состоялся Второй Вселенский Собор, подтвердивший Никейский Символ Веры, добавив к нему богочеловеческую природу Христа. 

Иконоборчество и борьба с ним.

Зачинщиком борьбы с иконопочитанием, объявленным идолопоклонством, был император Лев III Исавр. По его приказу с 726 года выставленные в публичных местах иконы стали выламывать или закрашивать. Тоже самое происходило при его приемниках. Лишь жена императора Льва Хазара Ирина созвала в 787 году Седьмой Вселенский Собор, на котором было восстановлено иконопочитание (память об этом празднуется как «Торжество Православия»). После смерти Ирины вновь начались гонения на иконы и 815 году созван ещё один «разбойничий» собор, восстановивший безобразия. И только в 842 году, при императоре Феофиле, состоялся собор, утвердивший догматику иконопочитания Седьмого Вселенского Собора.

Пример борьбы за спасения икон – Иверская икона Божией Матери, которая благочестивая вдова, чтобы спасти от поругания, ночью отнесла на берег моря и вверила волнам, и образ доплыл до Афона, где и поныне находиться над вратами монастыря.

 

Григорий Палама – один из немногих кто постиг совершенство «умной молитвы» (т.е. произносимой не вслух, а про себя, «в уме»). Овладевшие этой молитвой назывались исихастами ( от греческого «исихия» покой), обретали опыт мистического соединения с Богом.

 

Храм Православный (Церковь) – специальное здание, посвященное Богу и предназначенное для публичного и частного богослужения.

Храм  в православном понимании – это «Дом Господень», «земное небо», «дом молитвы»» вся жизнь христианина от рождения (крещения) до смерти (отпевания) должна быть связана с храмом.

 

Главный храм назывался собором, в нем служит местный архиерей, т.е. старший священник.

В большинстве случаев в своем основании храм устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому на кресте Христу. Часто храм строится в виде продолговатого корабля, что связано с представлением о Церкви, которая, подобно кораблю, ведет христиан по морю жизни.

Центральная горизонтальная ось храма располагается в направлении восток – запад. Вход (или главный вход) в храм находится в его западной части. Восточный фасад храма, как правило, имеет один или несколько выступов, чаще всего полукруглых (апсиды).

Здание храма завершается сверху куполом, символизирующим собой небо. На главе перпендикулярно оси храма ставится крест. Часто на храме возводят не одну, а несколько глав. Две главы символизируют два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три Главы – три лица Святой Троицы, пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав – семь таинств и семь Вселенских соборов, девять глав – девять чинов ангельских, тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Внутреннее пространство делится на притвор, среднюю часть и алтарь. Притвор находится в западной части храма и обычно отделяется глухой стеной. В него могли входить не только православные, но и язычники, иноверцы, еретики, что бы услышать Слово Божие.

Средняя часть храма является прообразом видимого неба.

Главная часть храма – алтарь, который символизирует Царство Небесное. Алтарь находится в восточной части храма, он ориентирован на ту часть света, где восходит солнце. По вере христианин, Иисус Христос есть «восток», от Него воссиял вечный Божественный Свет. В алтаре священнослужители совершают богослужение, мирян туда вход запрещен. В центре алтаря находится самое святое место в храме – престол, на котором совершается таинство святого причащения. Престол – это особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя покрывалами («одеждами»): нижним (белым из полотна) и верхним (из дорогой материи, чаще всего из парчи). По вере христиан, на престоле присутствует Сам Господь как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к столу могут только священники.

На престоле находятся: антимнис, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица. Антиминс – это освященный архиереем льняной или шелковый плат с изображениями положения Иисуса Христа в гроб и четырех евангелистов. В антиминс обязательно зашивается частица мощей какого-либо святого.

За престолом стоят семисвечник и запрестольный крест. Далее, у самой восточной стены расположено горное место. На лево от престола, у северной части алтаря, стоит еще один небольшой стол – жертвенник, на котором приготовляются дары для таинств причащения. На жертвеннике стоят священные сосуды и другие предметы для совершения богослужения.

Алтарь отделяется от средней части храма особой перегородкой – иконостасом, уставленным  иконами. В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата самые большие, называются Царскими Вратами. Через них разрешается проходить только священникам. Над Царскими Вратами помещается икона Тайной вечери. На самом верху иконостаса помещается крест с изображением распятого Господа Иисуса Христа.

Кроме иконостаса иконы размещаются по стенам храма в киотах, т.е. больших рамах. Иконы размещаются и на аналоях – высоких узких столиках, с наклонной поверхностью.

Возвышение, на котором стоят алтарь  и иконостас, называется солеею. Солея выступает в среднюю часть храма. Середина солеи, напротив Царских Врат называется амвоном. На амвоне диакон читает Евангелие, здесь же верующим преподается святое причастие. По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов. У клиросов стоят хоругви, иконы на материи или металле в виде знамен на длинных древках.

В храме имеется канунник – низенький столик с распятием и подставкой для свеч. Перед канунником служат панихиды, т.е. заупокойные богослужения.

Перед иконами и аналоями стоят подсвечники. Посреди храма, вверху под потолком, висит паникадило – большой подсвечник со множеством свечей.

Над входом в храм или рядом с храмом строится колокольня или звонница. Звон в один колокол называется «благовест». Звон во все колокола по поводу праздника – «трезвон». Звон по поводу печального события называется «перезвоном».

 

Христианство – одна из трех мировых религий. Возникло в 1-й пол. Iв.н.э. в Палестине.

Вероисповедную основу христианства составляет Священное Писание (Библия) и Священное Предание.  Библия по своему составу разделяется на две части:

 Ветхий Завет – общий для христиан  и иудеев;

Новый Завет.

В IVв. н.э. был принят канон, по которому в составе Библии включалось определенное количество книг.

Важнейшие идеи христианства: идея единого Бога (монотеизм); идея теоцентризма (единый Бог является центром всего в мире: веры, мышления, познания и т.д.); идея творения (Бог – творец и начало всего мира, Он присутствует в каждом его движении, ибо все, что происходит в мире, есть Промысел Божий, Божественное Проведение); идея откровения (любое знание, доступное людям, есть Божественное Откровение), естественным истинным знанием является вера в Бога; идея грехопадения (первые люди, Адам и Ева, нарушили Божественный запрет и вкусили плоды с древа познания и тем самым совершили первое грехопадение; по воле Господа греховность Адама и Евы была распространена на все их потомство; вся дальнейшая история человечества по Библии – это борьба немногих праведников, познавших Божественную истину, за спасение человечества); идея конечности истории человечества (земная история должна будет закончиться последним сражением между силами Добра и Зла, после чего Господь призовет людей на последний, Страшный Суд, на котором будет вынесен последний и окончательный приговор каждому).

В 68 – 69гг. н.э. появилось древнейшее из сохранившихся христианских литературных произведений (Иоанн Богослов), составляющих часть Нового Завета – Апокалипсис, в котором содержится пророчество о «конце света», о борьбе между Христом и Антихристом, Страшном Суде, «тысячелетнем царстве Божием».

 

Категория: Культура России | Добавил: Zaxabr (19.07.2011)
Просмотров: 868 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 1
1 Дзагоев  
surprised

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Фраза дня
Новая фотография
Наш календарь
Праздники России


Семейные праздники


Православные праздники
Прогноз погоды

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz