[/font][font=Arial][size=14][/size]Развитиедревнерусской культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением государства, укреплением связей с соседними странами. Золотые ворота, Церковь Покрова на Нерли, Новгородский Софийский собор.
На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным, так и иноплеменным международным влияниям. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, новгородских славян, других восточно-славянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, - с угро-финскими племенами, балтами, иранскими племенами, другими славянскими народами и государствами. В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая в то время была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.
Принятие христианства и его влияние на русскую культуру. Письменность и просвещение, грамотность населения. Темы и жанры литературы, летописание. Архитектура и строительство, живопись и музыка. Декоративно-прикладное искусство и материальная культура.
Исторические условия развития культуры. Значение принятия христианства для культурного развития Руси. Пантеон славянских божеств. Черты развития литературы и летописания, устного народного творчества, материальной культуры, строительства и архитектуры. Особенности, основные черты развития древнерусской архитектуры. Складывание собственных приемов в строительстве, образование артелей. Галицкая архитектурная школа, влияние на нее романской культуры. Назначение храма, его устройство и основная символика. Своими корнями русская культура уходит в древнюю языческую эпоху. Язычество — комплекс первобытных воззрений, верований и обрядов — имело свою историю. Поначалу славяне, очевидно, одушевляли различные стихии, поклонялись духам лесов, водных источников, солнца, грозы и пр. Постепенно стала проявляться тенденция к единобожию: огромное значение приобрели Род — земледельческое божество, управлявшее дождями, земными водами, подземным огнем и пр. — и тесно связанные с ним богини плодородия — рожаницы. По мере становления государственных отношений на первый план вышел культ Перуна — княжеско-дружинного бога войны (первоначально почитался как бог грозы). Свое художественное выражение язычество нашло в народном фольклоре: сказках, заговорах и заклинаниях, пословицах и поговорках, обрядовых песнях и пр., хранящих следы магических представлений. В Х — XI вв. складывается былинный эпос, связанный со становлением Киевского государства, защитой его от врагов. В Х в. на Русь проникает письменность — кириллица, созданная византийскими миссионерами Кириллом и Мефодием.